Служение Господу осуществляется всем миром

28 декабря 2017 года Руководитель миссионерского отдела протоиерей Олег Горбачев принял участие в собрании духовенства Воткинского благочиния.

Священник рассказал о принципах православной христианской миссии в современном мире и призвал помощников по миссионерскому служению активнее обращаться к разным слоям общества с разных площадок.

В своем докладе руководитель миссионерского отдела в частности отметил:
«Еще в Ветхом Завете весь Израиль был наименован народом Божьим. Более конкретно это единство выражается в идее соборности во времена Новозаветной Церкви. Апостол Петр говорит христианам об их священном назначении и высокой ответственности перед Избравшим их и Призвавшим возвещать: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Апостол Павел для более точного определения этого единства народа Божия использует аллегорию единства живого организма, Церкви как тела Христова, говоря: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1 Кор. 12:12). Именно такое понимание Церкви войдет в православное вероучение, где разные степени священства и миряне не будут разделяться, а только различаться по образу служения и свидетельства. Миряне способны и должны «в единстве с иерархией» нести миссионерские труды во благо Православия в соответствии с апостольским Преданием.

Следует заметить, что миссионерами были не только монахи и клирики, так Новгородский мирянин Трифон проповедовал Евангелие лапландцам. Поскольку на практике миряне совершают крещение только в исключительных случаях, Трифон, «обратив несколько сотен местных жителей», терпеливо ждал прибытия священника для совершения таинства. Впоследствии он сам принял монашеский постриг (Трифон — его монашеское имя) и основал (1532) монастырь во имя Святой и Нераздельной Троицы на берегу реки Печенги на Кольском полуострове. Многие годы этот монастырь оставался важным православным миссионерским форпостом на севере России. Трифон был так же талантлив в инженерии, как и в миссионерстве. Среди укрепленных им монастырей был Соловецкий, в течение двухсот лет успешно отражавший атаки шведов и англичан. В этом контексте странно бывает слышать общепринятое мнение, что проповедь должна звучать исключительно в храме и только из уст священника.

Важно, чтобы миряне (особенно молодые) почувствовали свою личную ответственность за церковное дело и, соответственно, свою полезность Церкви. Внутриприходская миссия предполагает высокую ответственность тех людей, которым поручается общение с посетителями храма (дежурные, работники у «свечных ящиков»). Их деятельность должна осознаваться как миссионерское поручение. Нужно четко сознавать, что стержнем, вокруг которого и ради которого христиане собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня, не та или иная — пусть даже самая возвышенная — идея, не совместная борьба против каких бы то ни было заблуждений, но Сам Господь и Его Жертва, которой мы приобщаемся в храме.

Современные миссионеры призваны к нахождению особых подходов к различным возрастным группам приходской общины и мирян, что достижимо посредством организации мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, туристических походов и т.д. Для этого миссионер обязан хорошо владеть проповеднической риторикой: от высокого языка храмовой литургической проповеди до языка внехрамового общения с детьми или с молодежью, воинами, государственными служащими и т.д. В работе с ними преобладающей установкой становится миссионерская приветливость. Она включает в себя доброжелательность и отзывчивость миссионера при работе с людьми, готовность идти на контакт с представителями различных социальных групп и религиозных верований, умение находить добрую опору в их воззрениях.

Служение в Церкви мирян, должно воплотить в своей деятельности изначальную апостольскую константу – Дух Святой обитает в каждом члене Церкви, и так как это Дух Христов, он не может не свидетельствовать о Царствии Божьем, «пришедшем в силе». Если отталкиваться от того основного положения, что личное духовное усовершенствование является исполнением Христовой миссии. В православном учении о спасении, значительная роль отводится мирянам. Духовенство, особенно епископы, могут быть поняты как образ Самого Иисуса Христа, но составляет Церковь народ, и без народа духовенство не может священнодействовать. Здесь намечаются первые подступы к пониманию утверждения: Церковь сама по себе есть миссия. Оно аналогично утверждению: Церковь, как таковая, есть литургическая община. Любое церковное богослужение — это торжество всей Церкви, торжество всей церковной общины. Литургия не является прерогативой духовенства, и прихожане не сторонние наблюдатели. Служение Господу осуществляется всем миром».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *